?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
книги взрослым о детях
hand3
julug
 

Книг о том, что делать с ребенком, как растить, воспитывать, взаимодействовать и вообще относиться к этому вроде и твоему собственному, а вместе с тем очень независимому существу я прочитала множество. Но захотелось составить список самых-самых главных. Таких книг, что не только сборником идей были, но и закладывали определенную идеологию родительства, формировали мои материнские инстинкты (и продолжают формировать).

 

Януш Корчак “Как любить ребенка”  прочесть нужно до рождения ребенка, потом уже не хватит смелости. Кажется, не было человека, больше любившего и понимавшего детей, чем Корчак. И не встречала я книги, которая так сильно и остро взывала бы к моим родительским чувствам и будила детские воспоминания.
 
Борис Виан “Серцедер”  прочитала впервые лет 10 назад. И, кажется, это моя главная идейная книга. С тех пор, как родился Митя, постоянно задаю себе три важных вопроса – не слишком ли я оберегаю сына? не мешаю ли его естественному развитию? не забываю ли жить для себя?

Жан Ледлофф “Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности” книжку необходимо читать беременным женщинам, чтобы после родов они не поддавались предложению врача “денек отдохнуть”. Меня Ледлофф защитила от всех внешних предубеждений против 24-часового непрерывного контакта с сыном в первые месяцы. Ножиком Митя тоже пользуется с грудничкового возраста. Но обычным кухонным, небольшим (вдруг инстинкты все же утратились)

Астрид Линдгрен “Мы на острове Сальткрока”, “Приключения Эмиля из Леннеберги”, рассказы  моя любимая писательница. Мудрая, чуткая. Очень помогает, когда не хватает терпения и чувства юмора, чтобы пережить Митины проказы.

Валентина Осеева “Динка”, рассказы  некоторые рассказы (короткие, в полстарнички) вызывают необыкновенно сильные эмоции. Лучшее средство воспитания и детей и взрослых. Нравственное воспитание, которого сейчас не хватает. А еще пытаюсь, хотя бы отчасти, учится у Марины, мамы Динки, подбирать правильные воспитательные слова.    

Уильям Серз и Марта Серз “Ваш ребенок. Все, что вам нужно знать о вашем ребенке с рождения до двух лет”   хотя книга большей частью утилитарная, в ней содержится какая-то энергетика спокойного счастливого материнства. В беременность эта книга была для меня лучшим щитом от гиперзаботы врачей и собственных приступов ипохондрии (все забываю

cbeta сказать спасибо за знакомство с Серзами). И не знаю, может я додумалась бы сама кормить по требованию и спать вместе с ребенком, но вот слинг мы шили точно под влиянием Серзов. И вещь это оказалась незаменимая.

 

Павел Санаев “Похороните меня за плинтусом” Не всем такая книга нужна. Но мне оказалась полезна, в виде прививки от генетических предрасположенностей (лишь бы помогло).

 
Виктор Драгунский “Денискины рассказы”

Фазиль Искандер “Детство Чика”

До рождения сына я очень хорошо помнила свое детство и все связанные с ним переживания. Это помогало мне общаться с детьми. Став матерью, я потеряла способность находить общий язык со всем детьми, кроме своего собственного. И себя-ребенка тоже позабыла. Эти две (их вообще не две, а больше, но эти лучшие) замечательные книги лучший способ вспомнить, как живется ребенку среди взрослых  и сверстников.

Елена Макарова “Записки Педагога. Освободите слона” для меня одна из главнейших ценностей жизни – творчество. И это книга о нем и о том, как раскрыть творческое начало в ребенке. Есть в книге и много других, очень важных мыслей.

Лена Алексеевна Никитина “Мама и/или детский сад” я уважаю Бориса Павловича, сын с увлечением играет в Сложи узор, Сложи квадрат, Кубики для всех. И все-таки главное в систему Никитиных внесла именно Лена Алексеевна. Не знаю, как назвать это главное, состоящее из любви, материнства, терпения, постоянного самоанализа и упорного стремления учиться на своих ошибках. А еще нашла я в этой книги оформление своей мысли, почему не отдаю сына чужим людям, и вместе с тем, идею как примириться с социумом. А в приложении – описание детского сада мой мечты…

Ю.Б. Гиппенрейтер “Общаться с ребенком. Как?” прежде всего эта книга для меня идеал публикации по психологии – краткие, обоснованные, практические рекомендации. И все это работает и на трехлетнем сыне, и на тридцатилетнем муже. И при этом не чувствую себя манипулятором.

Тэцуко Куроянаги “Тотто-тян, маленькая девочка у окна” школа для меня представляется страшной организацией, разрушающей свободу воли, мысли и творческое начало. И знание, что существовала другая школа (пусть давно и в Японии) очень важно для меня. Кроме того, у директора этой школы я многому научилась.

Ю.П. Азаров “Искусство любить детей” редкая книга о воспитании нравственности у детей, подростков. Написана сложно, иногда даже кажется – нелогично. Но концентрация важных мыслей и идей поражает. Найти книгу в электронном варианте, к сожалению, не удалось – если кто увидит, сообщите, пожалуйста.

Александр Романов “Игровые задачи для детей” игры – это часть моей жизни. Я их и коллекционирую, и модифицирую и выдумываю. В этой книге целое сокровище -  580 (!) игр воспитывающих и корректирующих проблемы поведения детей. 580 простых, интересных ребенку приемов. Эту книгу я сейчас буду сканировать.


Еще довольно часто вспоминаю мир птиц из “Спектра” Лукъяненко. Очень сильная идея и слишком уж легко переносимая на людей. Оттого страшно признать себя взрослой. 

 

Все перечисленные книги, кроме Азарова и Романова есть в Интернете в электронном виде. Если не найдете – могу помочь ссылкой.

 

 upd. Симон Соловейчик "Педагогика для всех"  - благодаря

svemas в моем списке появилась еще одна важная  книга

 



  • 1
Спасибо огромное! Особенно за комментарии. Списки книг для родителей иногда можно найти, но вот комментарии - почему была рекомендована эта книга - найти труднее.

А я бы со своей стороны порекомендовала "Педагогику для всех" Льва Соловейчика http://1001.vdv.ru/books/pdv/

спасибо, почитаю
но вообще если рекомендовать - у меня в списке с полсотни хороших, умных книг бы было. а тут я попыталась вспомнить все, что не только знаниями меня наполняло, но и как-то меняло (надеюсь, в лучшую сторону)

Юль, именно так и было в моем варианте с этой книгой - своего рода педагогическая Библия со всеми десятью заповедями. Бумажного варианта, кстати, в магазинах нет, только в издательстве.

тогда вдвойне спасибо
уже скачала (нашла в другом месте эту книгу одним файлом), буду читать.

Посмотрела свою же ссылку и выяснила, что он Симон Соловейчик. Еще раз рекомендую.

Начала читать "Сердцедера". Начало какое-то... уж очень мрачное...

Н-да. Книга .. очень не для всех, на мой взгляд.

а ты Виана вообще не читала? все-таки он символист, так что относиться к нему стоит соответственно (хотя Мурашки и мне было трудно читать, но вот там совсем все мрачно). а любимое произведение - Пена дней (только нужно хороший перевод найти).

воспитание матери такой книгой идет "от противного", но зато некоторые идеи очень прочно усваиваются. но хочу предупредить - там все будет еще мрачнее и мрачнее.

Что-то читала:) Но не назову что. Да, я дочитала. Мрак полнейший. Но крайности (крайность точнее) хорошо изображены, согласна.

Большое спасибо, замечательный список!
Так и хочется всё прочитать!

Нам в своё время тоже очень помогли Серзы (успокоили, поддержали).

Ю.Б. Гиппенрейтер меня просто потрясла!
Раздарил "кучку" экземпляров - все в восторге.
Действительно, "действует" и на детей и на взрослых.
Но, требует постоянно "вкладывать душу" (конечно, без этого нельзя).
К сожалению, далеко не всегда хватает "душевных сил"...

Вы пишите:
>>школа ... страшной организацией, разрушающей свободу воли, мысли и творческое начало
Полностью не согласен! Категорически.
Дело не только в том, что там иногда встречаются замечательные Учителя (их не много, но даже одного может оказаться достаточным).
Главное - школа приучает к реальной жизни в коллективе.
Что толку "учить" нравственности, творчеству в "стрерильных" условиях, когда применять эти навыки придётся в "реальной жизни"?
То есть, я считаю, что в "реальной жизни", несмотря на "давление среды" можно и необходимо поступать нравственно, творчески подходить к работе (и отдыху :)).
Для этого иногда приходится "бороться".
Школа, безусловно, оказывает некое разрушающее давление на "свободу воли, мысли и творческое начало".
Но, если правильно к этому относиться, давление должно только укрепить, закалить!
Опять таки, есть Учителя, которые эти качества "культивируют" (по моим наблюдением - ~1-2 на школу).

наверное нужно уточнять - все мои претензии к школе в большей мере касаются начального обучения.
среднее образование как раз дает возможность среди множества педагогов найти хотя бы одного Настоящего, в среднюю школу ребенок вступает с практически сформировавшейся нервной системой и развитой эмоционально-волевой сферой. а если в промежутке он пережил еще 3-4 года мягкого начального обучения - домашнего или в школе работающей по особой, гуманной системе (безоценочной, не требующей от 6-7леток молчать и не двигаться все уроки). то ребенок вполне готов встретиться с реалиями жизни.

а обычная начальная школа для меня ужас и ужас бессмысленный, поскольку никаких важных ЗУН большинство детей оттуда не выносят. но эти 3-4 года способны очень сильно навредить ребенку.

в остальном же Вы правы, нужна реальная жизнь (хотя бы для того, чтобы выросший ребенок смог выбрать жить ему в социуме или вне его). но возникла такая аллегория: некоторые родители, желая научить ребенка плавать, выкидывают его из лодки. надеюсь большинство детей выплывает и важный навык держаться на воде осваивает. но наверняка многие из них приобретают водобоязнь, и, скорее всего все перестают доверять родителям.

но я знаю, что мой взгляд на школу субъективен. у меня (и у моего мужа тоже) были самые отвратительные первые учительницы, каких только можно вообразить. поэтому сын мой в школу пойдет (не важно, в какую школу, но к самой чуткой учительнице, какую только мне удастся найти). но при этом я уже сейчас изучаю технологии домашнего обучения, на всякий случай.

Обсудили Ваш ответ с женой :).

Вам с мужем не повезло. У нас первые учительницы были нормальными.
(Хотя, в средней школе я не раз встречал неадекватных, не совсем здоровых психически учителей).

Сейчас с этим хорошо: можно узнать обо всех учителях начальных классов в выбранной школе, попасть к тому что нравится. Особенно, если школа рядом - тогда можно пообщаться с родителями во дворе.

Нам повезло: у старшей хорошая учительница (хотя, иногда ошибается :)).
На первом собрании сказала родителям: "Про свой стаж говорить не буду. Большинства из вас ещё не было на свете..."

***

У меня пара вопросов по другим книгам (если найдётся время ответить).

1. Я "фанат" Лукъяненко, прочитал все его произведения, регулярно читаю ЖЖ.
Но спектр читал давно (сразу как вышел), совсем не помню про "мир птиц".
Может, напомните идею?

2. Павел Санаев “Похороните меня за плинтусом”.
Если не секрет, что там за "генетические предрасположенности" (в двух словах)?

поэтому у меня есть надежда, что у сына со школой сложатся лучшие отношения.
а искать учителя можно было и в моем детстве (тем более росла я в маленьком городке), но тогда это было не принято.

1. Лукъяненко я тоже давно читала, поэтому лучше было бы Вам текст посмотреть. но смысл в том, что был мир птиц, о которых ученые спорили есть у них интеллект или нет. и выяснилось, что птенцы рождаются разумными, говорить могут. а как вырастают - теряют разум и становятся животными.

2.честно говоря объяснять не хочется. но если Вы читали и своих родственников в героях книги не узнавали, значит у вас таких предрасположенностей нет.


Спасибо, про птиц вспомнил.
Меня тогда эта история тоже очень сильно "зацепила".
Но больше всего - притча о камне, поднять который даже Б-г не в силах.


про камень не помню :)

Как же так!
Это же самое главное!!:).

Пришла душа к Б-гу.
Она стала прозрачной, всё просвечивало: как человек ел шоколадку тайком от друзей...
...

сейчас нашла этот текст (спасибо Интернету), но при прочтении книги его не заметила.
правда, я читала Лукьяненко сильнобеременной, что наверняка сказалось на восприятии :)

спасибо вам за список! будет интересно почитать!
а что, все кроме Азарова вам удалось найти в сети?

да,
есть вот такой сайт для поиска книг http://ebdb.ru/
если что-то не найдете, обращайтесь, помогу

Мне понравился список, сразу захотелось почитать половину, некоторые - впервые...
По поводу игр - добавлю в копилку Фопеля. У него есть сборник книг по играм и упражнениям для детей, структурированный по темам, которые развиваются - общение, мышление, толерантность и пр., подвижные игры для детских утренников, и еще что-то (все книги в издательстве "Генезис" выходили).

спасибо. Фопель у меня лежит, но нужно будет перенести файл из папки Читать в папку Срочно читать :)

да, надеюсь, понятно, что тут не только психологические книжки, но и художественные :)

Да, я догадалась, что Линдред, Осеева и прочие - не психологи ;)

Здравствуйте!
Скажите, а книгу Романова можно где-нибудь найти?

я ее уже несколько лет ищу, пока не получилось купить.
ссылку на библиотеку я дала, там есть отсканированный фрагмент книги

(Deleted comment)
с мумми-троллями согласна. Гиваргизова не читала. у Кургузова что-то очень понравилось, что-то меньше. но некоторые рассказы действительно стоит включить.

я не то, чтобы не согласна. просто сейчас я бы составила другой список. про некоторые книги забыла бы, значение других - уменьшила, что-то добавила бы. но в двух словах не объяснишь, мне бы самой сначала понять, что во мне изменилось. просто смотрю на список - каждая в отдельности книга хорошая, но что-то чужеродное в списке целиком теперь есть.


  • 1