?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Игры с пластилином
hand
julug
статья для портала 7ya.ru о том как использовать пластилин для творческих занятий, развивающих игр и др.
опубликована 09.08.07

ссылка

 

Игры с пластилином

 

Общеизвестно, что занятия лепкой развивают мелкую моторику, пространственное мышление, фантазию. Вот только не все дети умеют и любят лепить. Если ваш малыш оказался равнодушен к пластилину, не огорчайтесь. Кроме лепки грибов и катания колбасок, найдется немало других способов применения этого замечательного материала. Предложите ребенку то, от чего он наверняка не откажется – просто поиграть.

 

Пластилиновый театр 

Знакомство ребенка с пластилином может состояться в 8 месяцев, а может и после двух лет. Но, в любом случае, начнется оно, скорее всего, не с самостоятельной лепки, а с наблюдения за вашими действиями. Малыш будет заказывать изготовление новых и новых фигурок, с удовольствием сминать ваши самые удачные поделки, пытаться при случае съесть кусок пластилина или закинуть его подальше.

А лепить придется родителям. И не просто лепить, а с энтузиазмом, радостью и удивлением извлекать из брусочка-домика котенка или мышку (или змею, если лепка не ваш конек). К счастью для многих родителей особых художественных талантов не требуется. Созданные фигурки должны быть просты настолько, чтобы в ближайшем будущем повторить их было по силам и ребенку. А вот актерские навыки придется развивать. Хорошо если вылепленная зверушка, к восторгу малыша, споет ему песенку, расскажет о своей жизни или сама будет задавать вопросы.   

Когда ребенок освоится с такой необычной игрушкой можно разыграть сюжет известной сказки, вылепив всех ее персонажей. Причем лепить лучше по ходу сказки. Например, вместе с малышом зовете: ”Кошка! Иди тащить репку” и одновременно вылепливаете фигурку кошки.

 Со временем ребенок может стать полноправным актером в вашем театре и, возможно, он сам захочет придумывать и создавать фигурки кукол.


 

Познавательные игры

Если ваш ребенок поклонник всевозможных развивающих игр, ему наверняка понравятся предлагаемые занятия. Многим детям объемные пластилиновые пособия покажутся даже интереснее и понятнее настольно-печатных игр.  

 
Соберите за столом игрушечных зверей и слепите для них подходящий корм. Несколько таких игр, и ребенок без труда запомнит, что овечка любит траву, петушок зернышки, а кошка рыбу.

 
Другое занятие можно посвятить лепке человечка. Сделайте туловище колбаску, прикрепите к нему шарик-голову и остановитесь. Пусть малыш советует, что еще вылепить, хватит ли одной руки, куда прикреплять ногу. Если ребенок не может подсказать, взрослый должен сам проговаривать – что он делает, зачем.  Изучая строение тела, не забудьте и о частях лица. Вылепите  глаза, нос, рот, уши. Пусть ребенок сам расставит их на голове или укажет вам, как это сделать.

 
Слепите плоские и объемные геометрические фигуры. А потом покажите, как с помощью нескольких дополнительных деталей  шар становится яблоком, а несколько треугольников – лепестками цветка. Ребенок постарше сможет и сам выкладывать из плоских фигур картинки.

 
Еще одна волшебная игра – лепить не просто статичные фигурки, а их превращения. Чтобы вовлечь малыша в игровой процесс, попросите его «нарвать листиков», отщипывая кусочки пластилина и покормить слепленную вами гусеницу.  Каждый протянутый ребенком листик гусеница «съедает», становясь длиннее и толще. А потом продемонстрируйте, как она прячется в кокон и после выходит из него бабочкой (бабочку лепить нужно как можно быстрее). Не менее завораживающими будут и превращения  растущего из зернышка цветка или метаморфозы лягушки.

 
Если ваши занятия длятся достаточно долго, и ребенок не стремиться разрушать все поделки, поиграйте в обобщение. Разложите все слепленные фигурки по категориям – транспорт, еда, животные. Если малышу понравиться, в следующий раз предложите ему самому рассортировать на две группы фрукты и овощи, отделить съедобное от несъедобного или домашних животных от диких.

 
Ребенку, долгое время наблюдавшему за лепкой, по силам поиграть в загадки.  Сообщите малышу, что вы сейчас сделаете животное (еду, транспорт, цветок), и пусть он догадается, кого именно вы создаете прежде, чем фигурка будет закончена.


 

Изучаем цвета

 
Если малыш еще не знает цвета, во время лепки (как и во время всех прочих игр и занятий), постоянно называйте их: «Из красного пластилина слепим яблоко. Теперь дай мне кусочек зеленого пластилина, это будет листик…»

 
Хороший пластилин позволит удивить даже ребенка, уверенно ориентирующегося во всех цветах радуги. Возьмите 5 небольших кусочков красного, желтого, синего, черного, белого цветов. С их помощью вы сможете построить всю цветовую палитру (прежде чем демонстрировать что-то малышу проверьте, действительно ли пластилин при смешивании дает правильный цвет). Сначала соединяйте попарно основные цвета и покажите, как в ваших ладонях пестрые двуцветные комочки превращаются в зеленый, оранжевый и фиолетовый шарики. Примеси белого и черного добавят в палитру более светлые и темные оттенки.  Вместе с ребенком поэкспериментируйте с разными смесями и пропорциями. Малышу достаточно будет разложить разноцветные шарики на пластиковой тарелке. С ребенком постарше налепите кусочки пластилина на картон и соедините линиями каждый цвет с теми цветами, что участвовали в его получении.

 
Расскажите и продемонстрируйте малышу, что если перемешать все цвета получится кусочек некрасивого, грязно-серого или коричневого цвета. Чтобы этого не случилось, пусть в конце каждого занятия ребенок помогает вам разобрать пластилин по цветам.

 
 

Пластилиновые фантазии
 

Результатом первых попыток ребенка что-то слепить, скорее всего, окажется нечто «непонятное-чудное».  И не беда. Придумайте название этому существу. Слепите ему еду, игрушки, а потом и друзей. Такие игры хоть и не учат лепить, зато развивают фантазию, свободу творчества.

 
Ребенку, начинающему искать свое место среди людей, будут полезны социальные игры. Лепите целые семьи зверей, человечков или фантастических существ. Разыгрывайте с ними разные ситуации. Такие игры помогут ненавязчиво продемонстрировать малышу недавний конфликт, отрепетировать предстоящий поход в гости, научить знакомиться и общаться с детьми. Управлять всеми героями может взрослый, но лучше, если и ребенок возьмет на себя какую-то роль.

 
 

Пластилиновая кулинария
 

Прежде чем лепить что-то самому, ребенку необходимо научиться изготавливать колбаски и шарики, разрезать их ножом, превращать шарики в лепешки. Просто так это делать неинтересно. А вот приготовление вместе с мамой различных блюд – увлекательное занятие.

 
Кроха может нарезать бутерброды из слепленных взрослым хлеба и сыра. Или расплющивать комочки-заготовки, чтобы получились коржи для торта. Поручите малышу катать маленькие шарики конфет или ягод, колбаски сосисок. Наверняка ребенок захочет участвовать и в украшение блюд. Пластилиновая еда послужит реквизитом для игр в магазин, кафе. Или станет угощением пришедшим в гости куклам и зверям. Такой пластилиновый обед – хороший повод дать малышу первое представление о дробях и делении (пирога или торта), научить сравнивать (количество гостей и количеств бутербродов), попрактиковаться в сложении и вычитании.

 
 

Упражнения для маленьких пальчиков


Польза пластилина для мелкой моторики заключается в самой лепке, а не в ее результате. Важно, чтобы малыш мял пластилин, отрывал от него кусочки, катал их между ладошками. И, конечно, проще всего добиться от крохи выполнения этих действий в игровой форме.

 
Спрячьте в куске пластилина ”клад” – маленькую игрушку, обернутую для сохранности фольгой.  Пусть малыш отыщет ее. Со временем усложните задачу, используя  большее  количество пластилина и игрушку меньшего размера.

 
Делайте на пластилиновых лепешках отпечатки различных пластмассовых игрушек, ракушек, монет. Когда ребенок подрастет, такие отпечатки можно будет заливать гипсом, получая интересные поделки.

 
Возьмите маленького пластмассового пупса и предложите малышу отщипывать кусочки пластилина и “одевать” куклу. Можно залеплять и другие игрушки. Или используйте картинку на картоне, которой нужно добавить недостающие детали – пластилиновые листочки дереву, узор на крылья бабочки, дорогу для машинки.

 
Раскатайте кусок пластилина и используйте его как поверхность для рисования и письма. Или предложите ребенку выложить узор из крупы, фасоли, макарон различной формы.

 
Возможно, малышу понравиться не лепить, а собирать фигурки из заготовок. Мама лепит шарики – ребенок составляет из них снежную бабу.


Пластилин пригодится  и для скрепления природных материалов, лоскутков, спичек. Вы и сами удивитесь, как легко научить даже годовалого кроху создавать вполне узнаваемые поделки. Утыканная зубочистками колбаска пластилина абсолютно точно похожа на ежика. Если вместо зубочисток воткнуть две пары семян  клена – получится стрекоза.  Ракушка и две спички-антенны превратят кусочек пластилина в улитку.

 
 

Несколько советов, как сделать занятия лепкой еще более увлекательными.

 

  • Лепить можно не только из пластилина. Предложите ребенку поработать с соленым тестом, глиной, воском, массой для моделирования, пластикой, шариковым пластилином. Каждый новый материал подарит особые тактильные ощущения и необычные возможности для творчества.
  • Вместе с пластилином приобретайте и необходимые инструменты: формочки, стеки, скалку. Они не только внесут разнообразие в процесс лепки, но и облегчат малышу многие задачи. С помощью скалки очень просто раскатать пластилин в ровный пласт. А разрезать его стеком лучше, чем разрывать руками.
  • Разрешите использовать в играх с пластилином и другие материалы – бусины, пуговицы, палочки, камешки, ракушки, обрезки цветной бумаги, фольгу. 
  • Посетите музей специально ради представленных там скульптур. Гуляя по городу, обращайте внимания ребенка на памятники. Не менее полезно будет сходить и на выставку прикладного искусства, и изучить поделки из глины и других подобных материалов.

 

* * * 

Возможно, увлекшись играми с пластилином, малыш полюбит этот материал, и вскоре сам уже будет создавать машины, зверей, людей. А может быть лепка так и останется для ребенка неинтересным занятием. Но благодаря играм (предложенным в статье и тем, что вы придумаете вместе с малышом) купленный набор пластилина не будет пылиться на полке, а принесет немало пользы и радости.

 

 


 


  • 1
ОТличная статья, спасибо, до подкормки пластилиновых зверей и сказок с ними, снеговиков из шариков я додумалась сама, а остальное - буду воплощать!

Спасибо! Статья очень поучительная!

Давно хотела показать сыну пластилин, но думала, он еще мал - в декабре будет 2. Ваша статья меня вдохновила, и я решила попробовать! В первый-второй день сын мял пластилин, пробовал его на зуб и бросал. Но на третьем занятии, увидев желтый цвет, он "попросил" сделать ему банан :) А сегодня у нас была целая связка бананов плюс капуста, помидор, апельсин, огурец. Пока я лепила, ребенок крошил помидоры на "салат" :) Совершенно ненамеренно получилось отличное методическое занятия про овощи, цвета, развитие мелкой моторики и пр. Мы оба в восторге от новой игры :) Спасибо вам, Юля!

и Вам спасибо, что рассказали. очень рада, что так хорошо у вас получилось. когда сыну было 2-3 года мы лепили с утра до вечера, всему учились через лепку. потом он налепился и переключился на вырезание :)

спасибо за громадье идей!
тем кто еще не читал, советую про лепку пластилином почитать в книге Елены Макаровой "Освободите слона" - удивительная книга о детском творчестве в целом

  • 1