Луговская Юля (julug) wrote,
Луговская Юля
julug

Categories:
книга Ньюфелда у меня как-то удачно сложилась с книгой Дэвида Рока Мозг: инструкция по применению. вторая книга многословная и излишне популистская, но вместе с тем содержащая несколько важных идей. самой стоящей из нах оказалась модель SCARF (статус, уверенность, самостоятельность, общность, справедливость).

я давно уже делю техники взаимодействия  на плохие, манипулятивные (которые лучше бы не использовать) и хорошие, работающие даже когда человек о них знает и сам встречно использует. книгу про мозг мы прочитали втроем и с ней именно так.  но без Ньфелда, без осознания, что привязанность важнее воспитания, без налаженных связей и понимания эта модель не сработала бы на подростке. да и просто у нас не было бы сил и запаса позитивной энергии.

а так используем и жизнь становится лучше.
каждый раз (или не каждый, а с возникновением некоторых трений) проверяем:
- не задет ли статус ребенка, не пытаетесь ли вы задавить его авторитетом
- знакомите ли вы ребенка с картиной в целом, сообщаете ли о планах на будущее
- оставляете ли вы ребенку свободу воли, возможность что-то решать, действовать самостоятельно
- сохраняется ли общность, связь с семьей, не используете ли вы угрозы изгнания
- честно ли вы поступаете в глазах ребенка, нет ли у него чувства несправедливости происходящего

ключевыми для меня оказались статус и справедливость (возможно потому, что остальное и раньше старалась соблюдать). с ними трудность, что нужно встать на сторону ребнка, посмотреть на ситуацию с его точки зрения. если он считает, что равен родителям - любое указание свысока вызовет протест. но вместо того, чтобы не задевать его чувства и переформулировать приказ в просьбу, мы этот протест воспринимаем как угрозу нашему статусу и начинается: "как ты можешь разговаривать с родителями в таком тоне".

справедливость мало того, что не существует в абсолютном виде. она иррациональна. если вас обсчитают в магазине на какую-то ничтожную сумму, вы все равно будете переживать, как и из-за множества других ситуаций, не имеющих последствий и не несущих потери, но оставляющих чувство, что вас обманули. представления о том, что честно, что не честно у подростка свои. и он имет на них право. часто это "не честно" задевает нас и мы начинаем уже со своей стороны доказывать, что ребенок не справедлив и накручивать все эти обиды, проваливаясь заодно и по другим пунктам модели. а чаще всего надо лишь услышать его версию, как будет честно. иногда до смешного выходит - он сдвигает ситуацию "на миллиметр" и доволен. иногда не выходит - и полностью выслушав его, дав выговориться, начинем рассказывать, что в его решении кажется нечестным нам. а потом опять слушаем его версию. все это может занять довольно много времени. но это несомненно  эффективнее, чем наорать друг на друга и разойтись по комнатам.

все это очень схематично и примерно. и изложено через мое прочтение, с моим переосмыслением текста (книга про мозг вообще не про детей). но нам помогает.
Tags: книги родителям, размышления, хочется поделиться
Subscribe

  • Про фей

    весь июль мы играли в фей (трудно сказать, кто больше - дети или взрослые) сначала мы по ночам мастерили. я фей, а Саша grey_hen и…

  • мы-мыловары

    на Митин день рождения я все искала, как бы сварить мыло по-настоящему, но в итоге обошлись готовой основой. и так это оказалось просто и…

  • Дом для солнечного зайца

    если вы грустите из-за затяжного дождя и серого неба, из-за того, что осталось неполных три дня лета, заведите дома солнечного зайца. вам…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments