Луговская Юля (julug) wrote,
Луговская Юля
julug

Category:

Опросник читателя

всегда жили по заповедям Даниэля Пеннака и принудительные "читай каждый день по странице" и "расскажи, как ты понял прочитанное" считали как минимум не полезными. мы просто любим читать и сын едва родился - полюбил слушать чтение больше всего в жизни, а  едва научился хорошо читать - так сам погряз в чтении с головой.

только в таких условиях, когда уже ничто не способно убить любовь к процессу, когда ребенку несложно прочитать все, что угодно и когда ему не надо параллельно готовиться к экзамену по литературе, мы посчитали возможным вмешиваться в то, что Митя читает, да еще и внедрить работу с книгой.

зачем?
во-первых, хотели разбавить то, что читает Митя, некоторыми книгами, которые нравятся нам. иногда достаточно расписать все в красках, начать обсуждать с мужем - и сын тоже прочтет. некоторые книги специально просим прочитать (попробовать прочесть).
во-вторых, мне не нравится подход к изучению литературы и, кажется, дальше будет только хуже. но хотелось, чтобы сын в любом тексте мог осмыслить, увидеть не только поверхностное действие, но и внутренний замысел, а затем и сформулировать, что увидел.
в-третьих, нам самим нужна связь с внутренним миром сына. кажется, что устанавливать ее через книги проще всего. собственно, и ему самому со своим внутренним миром тоже иногда нужно налаживать контакт.
в-четвертых, это не причина, а скорее дополнительный бонус - хотелось, чтобы сын что-то регулярно писал (он сдал русский в декабре и, кажется, с тех пор и перестал писать от руки).

у нас есть договор кто кому и что должен. и вот туда включили пункт, что Митя должен читать  4 "умных" книги в месяц (но это 10% того, что он читает, на большее мы бы не стали покушаться) и писать на них рецензии. с чтением проблем не возникло, а вот с рецензиями он долго тянул и в итоге написал перессказ книги. единственное, что было хорошо - в конце Митя выделил 5 параметров и выставил по ним оценки книге.

тогда я придумала заменить рецензию опросником, побуждающим думать.
вот что получилось:

1. Общая идея произведения ровно в 5 словах (считая предлоги).
пока человек не умеет писать и формулировать, все требования заполнения объема - зло, поскольку этот объем заполняется словами паразитами и бессмысленными фразами. а так нужно очень хорошо подумать и довольно долго подбирать слова. и ни одно из этих слов не может быть лишним.

2. Кто или что является главным героем (минимум 3 дополнения/ эпитета)?
это тоже не просто. особенно если книга - нонфикшн. и обязательно не ограничиваться именем-названием, а добавить характеризующие героя эпитеты, уточнения.

3.
К чему побуждает книга?
тут Митя чаще глумится, но все же при этом и думает над вопросом.


4. Рекомендуешь ли ее прочесть друзьям/родителям/себе в будущем?

5. Запиши любую мысль, пришедшую тебе в голову во время чтения.

6. С чем ты не согласен, что не понравилось, вызвало протест.

7. Хотел бы прочесть другие книги этого автора? А продолжение этого произведения?

8.  Книга-родственник (пусть даже совсем дальний).
это наше семейное хобби - искать аллюзии

9. Как могла бы называться еще одна глава книги?
имется в виду, что автор не написал, о чем умолчал


10. Оценки (0..10):
сюжет
магия
польза
интерес
удивление
язык

к придуманным Митей параметрам добавила еще однин - оценку языка, стиля изложения.


пока все работает, результаты интересные. ответы Митя пишет сам, но потом обсуждаем, где-то уточняем. выходит занятно.

Tags: Митя 12, книги детям, развивающее
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments