?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
и про идею книг для начинающих читателей
hand
julug
в продолжение предыдущего поста

я понимаю, что сейчас так мало непереводных текстов для начинающих читателей, что нет нужды в каких-то сложных обоснованиях. но мне важно было объяснить для себя, найти лазейку между литературой и дидактическими пособиями. и  было облегчением понять, что я не ушла никуда от привычного, чем обычно занимаюсь - выдумывания игр и всяких штук.

основная идея в том, что картинки показывают, как все есть на самом деле. а подписи - меняют реальный мир под восприятие героя, его игры, страхи, воображаемые превращения. и соединение картинки и подписи позволяет читателю в одних случаях просто увидеть в обычных предметах что-то новое (как это видит герой), в других - узнать новую игру, которую можно сразу повторить, в третьих - научиться решать свои проблемы.

вы можете и сами посмотреть, как это работает (и работает ли). возьмите две одинаковые картинки, на которых изображены столы. под одной подпишите СТОЛ, а под другой ДОМ и последовательно покажите ребенку. в первом случае чтение ничего не приносит (Митя ужасно возмущался подобным заданиям). а вот что выйдет во втором случае наверняка не могу сказать, но мне очень интересно. и я точно знаю, что есть дети, которым достаточно такое прочитать, чтобы сразу достроить в уме такой дом.  или взаправду залезть под стол и там жить. или вспомнить собственную игру под столом и разные связанные с ней события. в любом случае одно прочитанное слово запускает работу воображения (и это уже похоже на чтение настоящих книг).  в книжках про Пипа есть еще герои, которые подают пример (то есть уже сидят под столом, так что сразу ясно, что это давно уже не стол) - можно им сопереживать или отождествлять себя с ними. и если ребенку понравилось, можно показать ему третью картинку, с перевернутым столом и надписью ЛОДКА. но, возможно, ничего не получится, дети разные и это нормально.

я знаю, что такие истории идеально подходили Мите, знаю, поскольку это наш общий опыт игр-превращений. и Митя до сих пор регулярно просит эскизы всех книжек и внимательно их перечитывает. и мне очень хочется посмотреть уже, как читают другие дети.
Tags:

  • 1
У моего младшего чтение строилось совсем по-другому. Это из-за его темперамента (перевернулся на второй день жизни в роддоме, с рождения днём не спал почти) а также какой-то необыкновенной познавательной активности. Из-за того, что я не знала,что делать с таким младенцем ( в смысле, чем его занимать),стала много читать литературы. В общем в 8 месяцев мы оказались в Монтессори-группе для малышей. И понеслось... В 14 месяцев оказалось, что он знает все буквы (при чём не только русского, но английского алфавитов) и все цифры. в 23 месяца -- все любимые игры так или иначе связаны со словами и чтением: на улице -- называние вывесок и номеров всех подряд машин, рисование мелом на асфальте (он рисовал каракули, я рисовала по его просьбе, в том числе писала буквы, цифры и слова, дома -- у нас тоже были самодельные книги, где главный герой был он сам. Под рисунками и фотографиями -- подписи:" Алёша рисует, Алёша и мама играют, Алёша умывается..." Как он выучился читать самостоятельно, я так и не поняла. Это случилось к 4 годам примерно. Мы с мужем всегда лишь отвечали на его вопросы и оказывали помощь, опять же по его просьбе. Самое трудное для него (на мой взгляд) было -- одоление смысла в большом предложении. То есть собственно читать мы его не учили. У нас точно ток же, как у Вас с Митей,это была увлекательная игра....

да с Митей как раз не было увлекательной игры. было три года (с 5 до 8 лет) с кучей слез и разочарований, когда он пытался научиться и ничего не получалось - он переставлял слога местами, читал часть слова сначала, а потом часть с конца, забывал буквы. все держалось только на нашей любви к книгам. и сейчас видно, что не напрасно - Митя теперь глотает по 100-200 страниц в день.

и Пипа я делала с мыслью прежде всего о детях, которым трудно научиться читать. чтобы чтение для них сразу имело какой-то смысл, чтобы скрасить этот год нудных тренировок. но, надеюсь, и остальным детям будет интересно.

Ой, а я и не заметила, что книжки для "трудночитающих" ребят. Такие они интересные и "заманчивые". Мне кажется, что они понравятся не только тем, у кого проблемы научиться читать.

конечно они для всех. просто детям, которым нужно много тренироваться, чтобы зачитать, они нужнее всего

Очень-очень нужны! будем с дочкой ждать с нетерпением:)

Ваши книжки намного круче, чем супер-популярные Bob Books в Америке.

  • 1