Луговская Юля (julug) wrote,
Луговская Юля
julug

Category:

“КА” значит карточки!

рассказ о нашей любимой игре, развивающей интеллект, общую эрудицию,  память, внимание, образное мышление, речь и все, что только можно развить.
первая моя бумажная статья, выйдет в журнале Игра и Дети (№6, 2006)  под названием "Как нам помогают играть… рекламные буклеты"
ссылка на аннотацию в журнале

КА значит карточки!

 

Мне часто кажется, что игры, созданные родителями детям начинают расти и развиваться вместе с ребенком, усложняясь и подстраиваясь под его интересы. Об одной такой игре я и хочу рассказать.

 

История игры

            Началось все с того, что в 9 месяцев сын явно заинтересовался изображениями различных предметов. Но иллюстрации детских книг, несмотря на тщательный их отбор, смущали вольной фантазией художников, на журнал приходилось 3-5 удачных фотографий, показывать которые было неудобно. Проблема решилась просто – я вырезала картинки из журналов и рекламных буклетов и наклеила на картонные карточки. Получилось 20 симпатичных карточек с фруктами, животными, мебелью, игрушками.

            И вот я представила труды нескольких вечеров сыну. Мы рассматривали карточки каждый день. И когда просто смотреть на них надоело, появились первые игры – “Сортировка”, “Найди мой портрет”. Карточек стало не хватать – слишком быстро заканчивалась интересная игра. Началась охота за картинками. Цветные, глянцевые листовки, брошенные в почтовый ящик, приводили в восторг, после нашего визита в гости хозяева недосчитывались нескольких килограмм печатной продукции, в супермаркетах и аптеках мы с жадностью набирали рекламные буклеты и порой забывали купить то, ради чего пришли. Когда сыну исполнилось 2 года, я пересчитала карточки. Их оказалось 135. Сейчас наша коллекция растет намного медленнее, мы не столько собираем картинки, сколько выдумываем с ними все новые и новые игры и занятия.

 

Немного о технике изготовления

Для первых карточек я вырезала картинки по контуру, позже стала использовать и прямоугольные картинки на фоне, когда фон оказывался удачным дополнением (например, “яхта, плывущая по волнам”). Исторически сложилось так, что я использовала карточки из очень плотного картона размерами 5 на 7 сантиметров. Картон оказался удачным  - до сих пор не пострадала ни одна карточка. А вот размер я бы рекомендовала взять 10 на 10 см. Квадратные карточки удобны тем, что ребенку сложнее (а значит и интереснее) будет находить их правильное расположение (см. игру “Вверх тормашками”). Картинки наклеиваю с одной стороны, на оборотной стороне планирую написать печатными буквами названия предметов. Клей – ПВА.


Игры карточками

            В этом разделе я опишу все способы занятий с карточками, которые мы использовали за почти двухлетнее существование игры. Рассказывать постараюсь в хронологическом порядке  - так что начинать занятия лучше с первых игр, и постепенно, в выбранном ребенком темпе переходить к новым играм.

 

Знакомство

Прежде всего, с каждой карточкой нужно познакомиться – назвать предмет, рассказать о нем.  Хорошо найти такой же или похожий предмет и показать его вместе с картинкой.

 

Найди мой портрет.

Соберите предметы, изображенные на карточках. Это могут быть предварительно вымытые овощи и фрукты, игрушечные животные, не бьющаяся посуда и даже мебель. Показывайте ребенку по одному предмету и попросите найти его изображение. После того, как эта игра будет освоена, можно попробовать обратный вариант – вы показываете карточку, ребенок ищет в комнате такой же или похожий предмет.

 

Сортировка.

Самый простой вариант – раскладывать карточки по категориям “это едят”, “это надевают”. Когда малыш поймет сам принцип разделения по общим признакам, можно вводить более точные названия: “овощи”, “транспорт”, “животные”, “одежда”, “техника”. Карточки выкладывает взрослый, каждый раз спрашивая ребенка: “Куда положить эту карточку, где ее семья? ”, если ребенок не хочет подсказывать или ошибается, взрослый сам находит нужное место и говорит “Это яблоко, яблоко – фрукт. Мы его положим к другим фруктам: груше, апельсину и персику.” Позже ребенок сможет раскладывать карточки самостоятельно.

 

Новые категории.

Когда число карточек вырастает настолько, что раскладывание их всех по категориям начнет утомлять, можно переходить к выделению подкатегорий. Например, категория “животные” раскладывается на подкатегории “насекомые”, “птицы”, “звери”, “рыбы”, категория “одежда”  - на “одежду” и “обувь” и т.д.

Только будьте готовы к тому, что ребенок не сразу примет новый порядок и будет настойчиво поправлять вас, складывая все подкатегории в одну привычную стопку.

 

Сортировка по цветам

Взрослый или ребенок наугад вытаскивают из коробки по одной карточке и раскладывают их на кучки по цветам. Все картинки, цвет которых не удается определить, мы складываем отдельно, называем их “пестрые”. Игра подойдет ребенку, знающему (уверенно показывающему на палитре) хотя бы 3-4 цвета. Постепенно можно вводить новые цвета.

 

Опять сортировка

Со временем вы сможете придумать и другие способы сортировки карточек. Например, можно:

·        Рассортировать картинки на то, что летает, ездит, бегает, ползает, катиться, не движется.

·        Разделить изображения на съедобное - не съедобное, живое – не живое, созданное природой или человеком.

·        Сделать выставку транспорта (то есть выбрать все предметы, которые можно назвать транспортом – от самолета и поезда до детской коляски).

·        Разделить карточки по материалам, из которых изготовлены изображенные на них предметы (металл, дерево, ткань).

 

Вверх тормашками

Заранее выберете несколько (например, 10)  карточек с изображениями животных, машин, людей, мебели. Предложите ребенку разложить их так, чтобы изображения не были перевернуты. В качестве провокации можно подложить карточку с изображением мяча. 

 

Найди лишнее

Известная игра, но как легко ее проводить с карточками и как просто объяснить правила даже полуторагодовалому малышу!  Выбираете 4 любых карточки, 3 из них должны принадлежать одной категории. Предлагаете ребенку показать, какая картинка залетела из другой кучки. Сначала нужно брать карточки из далеких категорий, например “транспорт” и “фрукты”.

Когда ребенок освоит игру, предлагайте ему карточки из подкатегорий: “фрукты” и “овощи” или “одежда” и “обувь”. Причем после правильного ответа, можно попросить сказать, что же общее у этих предметов. 

 

Какая карточка спряталась.

С карточками можно играть и в одну из самых известных игр по развитию памяти. Выберете 3 (в дальнейшем количество карточек можно постепенно увеличивать) карточки с картинками, особо симпатичными ребенку (можно предложить ребенку выбрать карточки самому). Ребенок некоторое время рассматривает карточки, потом отворачивается. Взрослый прячет одну из карточек, а остальные меняет местами. Задача ребенка угадать, кто спрятался.

 

Две вишни, три носка.

Однажды я заметила, что на некоторых карточках изображено несколько однотипных предметов (так их проще было вырезать). Так что я составила цепочку из карточек, получилось: одно яблоко, две вишни, три носка, четыре картошки, пять кубиков. А потом мы с сыном стали искать карточки, где два предмета, затем, где три (к сожалению, дальше один из нас считать не умеет, так что игру пришлось на время отложить).

Кроме картинок и сами карточки могут быть счетным материалом. Я периодически пересчитываю вслух карточки в какой-то из категорий, поясняю изменение количества “У нас было пять игрушек, мы сделали две новых карточки с юлой и мячиком, теперь у нас семь игрушек”. Так же часто во время игры прошу сына дать мне одну, две или три карточки.

 

Ролевые игры

С карточками можно играть как с обычными игрушками. Самые любимые игры:

·        Варим борщ. Складываем подходящие ингредиенты в игрушечную кастрюльку, ставим на плиту (перевернутая коробка с нарисованными кружками комфорок), потом разливаем по тарелкам и едим, и зверей кормим. На десерт полагаются карточки с тортом, мороженым, шоколадом.

·        Кормим зверей. Каждому животному на карточках стараемся подобрать еду, которую он может съесть. Приходится, конечно, кормить тигра колбасой, а носорога тюльпанами. Но стараюсь рассказывать, что ест каждое животное в условиях дикой природы.

·        Идем в зоопарк или музей. Расставляем в ряд карточки подходящей тематики. Я, в роли экскурсовода, рассказываю про каждый экспонат.

·        Магазин. Кроме карточек используется картонная коробка (касса) и настоящие монетки. Выбираем карточки одной тематики (игрушки или еда). Один товар стоит одну деньгу. Сначала я кассир, сын покупатель, потом меняемся ролями.

 

Спонтанная история

Я достаю, не глядя, по одной карточке из коробки и рассказываю историю, вплетая в сюжет каждую вытащенную картинку. Сын слушает, но, надеюсь, через пару лет и он станет рассказчиком.

 

PEXESO.

Еще одна вариация известной игры. Необходимо выбрать 3-4 пары карточек, по две из каждой категории. Например: яблоко, груша, мяч, пирамидка, грузовик, автобус. Карточки перемешиваются и выкладываются прямоугольником, картинкой вниз. Ребенку предлагается перевернуть любые две карточки. Если карточки принадлежат одной категории, ребенок забирает их себе, если нет – кладет на место.

Со временем добавляются все новые и новые пары карточек (в оригинальной игре PEXESO 32 пары), а игра превращается в соревнование взрослого и ребенка (или нескольких детей), кто больше пар наберет.

 

Окружающий мир

Карточки будут хорошим опорным материалом для бесед об окружающем мире. Рассказывая о средах обитания животных (пустыня, тропики, льды), разделите карточки с животными на соответствующие группы. Повествование о временах года можно проиллюстрировать карточками с пейзажами или отдельными приметами времени (снежная баба, подснежник, фрукты, зонтик). 

Нередко сталкиваясь в книге с непонятными сыну словами мы отыскиваем нужную карточку и я наглядно объясняю, где находится горлышко бутылки или шляпка гриба.

 

Загадки.

Сейчас это самая любимая наша игра. Для нее случайно или определенным образом выбираются и раскладываются картинкой вверх 10-20 карточек. Я задумываю какую-нибудь карточку и сообщаю сведения, по которым можно догадаться, что за предмет задуман. Подсказки даю не все сразу, а постепенно, пока сын не догадается.

Например, задумана карточка с картошкой:

  • Это овощ.
  • Его нельзя есть сырым.
  • Но его можно сварить или пожарить.
  • Он белый или желтый,
  • и покрыт коричневой шкуркой.
  • Ты ел его сегодня на обед.

 

Играли и с заранее отобранными стихотворным загадками для малышей, тоже получилось весело.

 

Логика.

Совсем недавно придумали эту игру. Смысл ее в том, чтобы давать “трудные задания” по выбору определенных карточек. Задания сообщаются между играми, по 1-2 за один раз. Примеры заданий от простых к сложным:

  • Дай мне один красный фрукт.
  • …фрукт и овощ одного цвета.
  • … мебель, на которой нельзя лежать, но можно сидеть.
  • … предмет длинный, но низкий.
  • … два транспорта, ни один из которых не ездит по земле.
  • …три карточки с предметами разных цветов, из разного материала и принадлежащих разным категориям.

 

Не ждите, что ребенок обязательно справится с заданием. Самое важное, что вы потом подробно объясните ему правильное решение.

 

Закономерности

Выкладываются цепочки карточек с соблюдением определенной закономерности. Например: роза, кабачок, лошадь, тюльпан, помидор, коза, ромашка, морковь, свинья…  Задание выполняет взрослый, иногда предлагая ребенку подобрать следующую карточку.

 

Противоположности

С помощью карточек можно закреплять изучение противоположных понятий, таких как тяжелый - легкий, большой - маленький, широкий - узкий, длинный - короткий и т.д. (А вот объяснять понятия лучше на реальных предметах).

Карточки со сравниваемыми предметами можно выбрать заранее. Самая простая игра – взрослый предлагает ребенку 6-10 карточек и просит разделить предметы на тяжелые и легкие (большие и маленькие и др.). 

Не обязательно сравнивать целые картинки, можно и их фрагменты, например, длины хвостов у разных животных.

 

Ассоциативные пары (тройки)

Интересная игра не только для детей, но и для взрослых. Из рассыпанного набора карточек игроки, по очереди, выбирают две (три) карточки, картинки на которых имеют что-то общее. Например, общий цвет, категорию, назначение, первую букву, количество нарисованных предметов, материал и т.д.

Потом в игре появится соревновательный азарт – кто больше наберет пар, чьи связки окажутся самыми оригинальными (за это можно давать дополнительное очко). Сейчас же, играя с сыном (никаких счетов мы пока не ведем), я стараюсь разобрать все карточки, чтобы не осталось двух и более не связанных друг с другом картинок.

 

Просто игра

Ну вот, дождалась – в 2,5 года сын стал играть карточками без меня. Иногда он повторяет наши игры, иногда играет как с игрушками, а иногда и не поймешь – что за новую игру выдумал мой ребенок. Разумеется, и совместные игры продолжаются.

 

Творческие занятия по созданию новых карточек.

С самого начала сын просматривал со мной журналы и выбирал картинки для карточек. Потом он стал капать и размазывать клей на картинки. Сейчас можно ему доверить прилепить картинку к карточке. Так что плюс ко всем перечисленным играм у нас есть еще и регулярные мотивированные занятия аппликацией.

 

Постскриптум.

            Надеюсь, вам и вашему ребенку понравятся “Карточки”. Поверьте, их совсем не сложно изготовить, тем более что наполнение игры можно растянуть на несколько лет. А пользы и радости будет немало. Карточки спасут вас в дороге, в отпуске, когда ребенку будет нечем играть. Если у вас есть старший ребенок, можно дать ему те же задания, что и младшему, но на большем наборе карточек. А как успокаивает и снимает стресс кропотливое вырезание картинок по вечерам!

Tags: works, Митя 0-3, игры-игрушки, публикации, развивающее
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments