?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Поиграй сам!
hand
julug
 Моя статья для журнала "Мама и малыш", вышла в №3 / 2010 


Поиграй сам!

Некоторые дети с первых месяцев жизни умеют себя занять. Но большинству родителей рассказы о таких малышах кажутся фантастикой, а реальность – это маленькие “хвостики”, следующие по пятам за мамой и папой, и не признающие одиночества. В каком же возрасте ребенок учится играть без взрослых и как ускорить появление самостоятельных игр?

Зачем учить ребенка играть самостоятельно? Малыш, сосредоточенно перебирающий игрушки, безусловно, радует взрослых возможностью спокойно заниматься домашними делами. И все-таки навык индивидуальной игры нужен, прежде всего, самому ребенку. Это важный этап, определяющий развитие социальных навыков, образного мышления, воображения, речи. Именно поэтому критерием должно быть не только время, на которое можно оставить малыша одного, но и качество, сложность, разнообразие его игр.

Нужно, чтобы самостоятельность позволяла ребенку ощутить радость взросления, а не превращалась в испытание силы воли. Детям естественно стремиться к самостоятельности, если это их выбор. Задача родителей – одобрять проявления независимости даже тогда, когда она не слишком удобна. Позвольте малышу выбрать одежду, поверьте, что он не хочет больше каши, спросите, на какую детскую площадку идти гулять. Чаще задавайте вопросы “А как ты думаешь? А как бы ты поступил?”. При этом самостоятельный ребенок все равно нуждается в родительском внимании, заботе, советах и просто присутствии.

В играх самостоятельность проявляется в активном участии ребенка. Перестаньте развлекать малыша, ловите и поддерживайте любую его инициативу. Избегайте навязывания правил – не пытайтесь поправлять кроху, который пилит расческой палочку или строит домик из колец пирамидки. Никогда не говорите увлеченному игрой ребенку: “Неправильно, неверно”. Не старайтесь приходить на помощь преждевременно, дайте малышу возможность самому справиться с непослушной застежкой или достать игрушку.

Не ждите мгновенных результатов. Ребенок обязательно научится играть сам, хотя и произойдет это не так скоро, как хотелось бы.


Игрушки и игровое пространство


Подумайте, где и чем играет ребенок. Малышу должно быть удобно в нашем огромном мире – легкие устойчивые табуретки, маленький стульчик у раковины, низкие шкафчики с детскими вещами, нескользкий пол. Редкий ребенок ограничится играми в детском уголке, скорее всего он будет исследовать все пространство. Поэтому обустраивайте комнаты так, чтобы быть спокойным за здоровье ребенка и сохранность ценного имущества. Не стоит полагаться на запреты. Малыш о них просто забудет, а ребенку постарше многочисленные запреты и страх их нарушить помешают быть активным и самостоятельным. Родителям лучше заранее смириться с тем, что в процессе освоения новых действий малыш что-то испортит, сломает и разобьет.

Обдуманно следует подойти к хранению игрушек. Ребенку должно быть удобно их брать и ставить на место. Хорошо, если игрушки разложены так, что ими сразу хочется играть. Например, столик накрыт и вокруг рассажены гости, кукла лежит в кроватке, из кубиков построен дом, а пластмассовые звери расставлены согласно какому-то сюжету.

И самое важное правило – игрушек должно быть немного. Постоянно проводите ревизии, убирая игрушки, которыми ребенок не занимается. Возращение старых игрушек в будущем доставит малышу не меньшую радость, чем покупка новых кукол и машинок. И вы всегда сможете увлечь ребенка, поставив перед ним мешок позабытых игрушек.

Какие игрушки лучше всего подходят для самостоятельных игр?

• Уменьшенные копии предметов настоящего мира, с которыми малыш может подражать работе взрослых.
• Игры, позволяющие познавать мир и его свойства (например, занятия с водой, песком).
• Любимые игрушки (куклы, плюшевые звери), которые воспринимаются ребенком как живые. Малыш не будет грустить в одиночестве, если любимый мишка, с которым он вместе ест, спит, гуляет, будет рядом.
• Оживляют игру ненужные упаковки, коробки, лоскутки, мешочки, палочки. Ведь эти вещи могут превращаться во все, что угодно.
• Домики – покупные палатки или самодельные убежища, из стола или стульев, накрытых покрывалом.
• Различные каталки, коляски, машинки на веревочке.
• Мячи разных размеров и другие спортивные игрушки.
• Игры, которые ребенок освоил достаточно хорошо, но при этом не потерял к ним интерес.

Не стоит торопиться с покупкой интерактивных игрушек. Они мешают развитию воображения, без которого индивидуальная игра невозможна. Для малыша с хорошей фантазией весь мир наполняется игрушками – обычный носок превращается в змею, а пустая коробочка – лодку или машину.

Развивающие игры обычно требуют выполнения определенных правил и, значит, присутствия взрослого. Однако привычная любимая игра подойдет и для самостоятельных занятий.

Отдавайте предпочтение ярким и выразительным игрушкам, не ограничивающим тематику игр и таящим в себе множество возможностей использования. Ребенок их непременно оценит.


Учим действовать


Как малыш учится надевать штанишки или есть ложкой? Он видит, как его одевают и кормят, видит, как одеваются и едят другие члены семьи. И после многократных повторений осваивает это действие. С играми точно так же. Не стоит думать, что дети рождаются с умением оперировать игрушками. И совершенно недостаточно один раз показать, как пользоваться игрушкой, чтобы потом ребенок играл самостоятельно.

Именно поэтому первые игры, появляющиеся на втором году жизни, как раз и состоят в имитации действий взрослых. В это время интерес к настоящим вещам бывает сильнее, чем к игрушкам. Поварешка и веник ребенку ближе машинок и кубиков, поскольку он многократно видел, как мама их использует.

Приобщайте кроху к своим занятиям. Наблюдение за различными делами даст малышу огромный материал для игр. Вы и не заметите, как он утащит у вас дуршлаг или губку для мытья посуды, и отправится на собственные хозяйственные работы.

Впрочем, подражать маме и папе ребенок может и без нужного оборудования. Очень быстро малыши начинают использовать предметы-заместители. Например, воображать, что палочка – это ложка, а кубик – фотоаппарат. Умение увидеть в одном предмете другой нужно развивать и поддерживать. И среди игрушечных копий взрослых предметов обязательно должно оставаться место для таких заместителей.

В первых играх (их называют процессуальными) ребенок повторяет только действия с предметами, часто в хаотичном порядке, без единого сюжета. Задача взрослого обращать внимание малыша на взаимоотношения персонажей, называть используемые роли (ребенок – “мама”, а кукла - “дочка”; ребенок - “водитель”, мама – “пассажир”), вести игровые диалоги. При этом взрослый может играть сам, подавая ребенку пример, и обязательно комментируя вслух все свои действия. А может озвучивать детскую игру и подсказывать новые варианты развития сюжета: “Твоя кукла-дочка захотела кушать, и ты ее покормила. А теперь она устала, покачай ее.” Но еще десятки, даже сотни, раз нужно будет покормить куклу, прежде чем она оживет в детском воображении и малышка почувствует себя настоящей мамой.


Как играть?

С накоплением игрового опыта ребенок переходит к новой форме игры - сюжетно-ролевой. Именно в этой игре дети примеряют на себя всевозможные роли. Нередко роли ребенок выдумывает сам, вдохновляясь тем, что увидел или о чем услышал. Однако взрослый может подсказывать новые игры и идеи, помогать выстраивать более сложные сюжеты.

Какие игры предложить ребенку 2-3 лет?
• В магазин - супермаркет, кондитерскую, галантерею, автосалон
• В доктора и больницу для зверей, аптеку.
• С куклами – прием гостей, детский сад, семью,
• Со зверями – лес, ферму, зоопарк, цирк.
• С машинами – такси, гонки, перевозку грузов и стройку, выполнение и нарушение правил дорожного движения.
• В зверей – превращения в какого-нибудь зверя, семью зверей (рыть нору, добывать корм, прятаться от охотников).
• В разные профессии - пожарник, парикмахер, садовник, повар, строитель.
• Игры по сюжетам любимых книг и мультфильмов – повторять сюжет, придумывать продолжение, рассказывать сказку иначе (например, играть в “Теремок” с машинами).
• Путешествовать на автобусе, поезде, корабле, самолете в качестве пассажира или водителя.
• Со спортивными игрушками – представление, тренировки, соревнования (ребенок соревнуется с самим собой).
• Игры с переодеванием и сменой нарядов.


В играх взрослый может быть и полноправным партнером, и сторонним советчиком, подсказывающим из чего сделать огнетушитель и в какое путешествие отправиться. Самое важное, не навязывать свои условия, игра по правилам появится позже, а пока не нужно ограничивать фантазию ребенка.

Старайтесь вдохновлять ребенка на игру не только тогда, когда нужно отправить его в детскую. На прогулке, в цирке, зоопарке, во время просмотра детских передач или чтения книжки заметьте: “Из этого получится интересная игра” и подскажите, как все организовать и из чего сделать необходимые атрибуты.

Чем больше играют с ребенком, тем сильнее его интерес к играм, и тем быстрее он начинает играть самостоятельно и, главное, делать это с увлечением и удовольствием.


Умение отпустить

Часто присутствие взрослого необходимо и ребенку, освоившему индивидуальную игру. Кажется, что малыш увлечен своим занятием, но стоит родителям покинуть комнату, и ребенок сразу бежит следом. Поэтому помимо игрового опыта, обязательно учите его ненадолго расставаться с взрослым и комфортно себя чувствовать в одиночестве.

Для малышей полезна игра в прятки. Обычно дети осваивают ее с полугода, проходя постепенно все этапы – от умения исчезнуть на секунду под платком до способности несколько минут терпеливо сидеть в укрытии. В этой игре ребенок получает уверенность, что пропавшие из поля зрения родители обязательно появятся вновь.

Для ребенка постарше можно придумать объяснение, не нарушающее ход игры. Например, если вы играете в “дочки-матери”, скажите, что пойдете в магазин. А если в стройку – отправляйтесь договориться о поставке кирпичей. Так же можно оставить ребенка, назначив ему важную роль, которую до сих пор в игре выполнял взрослый.

Не стоит уходить молча. Предупредите малыша, что у вас есть какое-то дело и обещайте вернуться, когда его закончите. Можете поручить ребенку что-то сделать в ваше отсутствие, например, сказать: “Ты достраивай дом, а я схожу, суп помешаю”. Сначала уходите ненадолго и старайтесь вернуться прежде, чем малыш сам к вам прибежит.

Иногда, ребенку психологически легче уйти самому. Расскажите, в какую игру он мог бы поиграть, напомните, какие интересные игрушки ждут в детской. Если вы опишите игру достаточно подробно и увлекательно, возможно малыш вдохновится и пойдет играть. Скорее всего, он вскоре вернется. Выслушайте, чем он занимался, и придумайте продолжение игры.

Доступность взрослого определяется не только физическим присутствием. Необходимо поддерживать кроху, выслушивать рассказы об игре, радоваться самостоятельным достижениям, открыто встречать обращение ребенка, давать советы. Если ребенок будет твердо знать, что когда он придет – его примут, ему будет спокойнее и комфортнее заниматься своими делами.


Чем заменить самостоятельные игры

Пока ребенок не научился играть один, воспользуйтесь несколькими родительскими хитростями, позволяющими ненадолго отдохнуть от малыша.

Вспомните, когда малыш забирался туда, куда лазить не следовало, разбирал ваши вещи и всячески безобразничал, его довольно долго не было ни слышно, ни видно. Попробуйте, уходя из детской, оставить ребенку такую приманку: приоткройте дверцу шкафа, набитого интересными, но безопасными предметами, “позабудьте” свою сумку, положите на видном месте стопку старых открыток.

Каждой маме желательно завести “волшебный мешок”. В этот мешок сложите коробочки, пузырьки, мелкие игрушки, пробки от пластиковых бутылок, тесемочки, бусы из пуговиц, природные материалы и все, что взрослые считают мусором, а дети - самыми дорогими сокровищами. Конечно, отбирая предметы, не забудьте о безопасности. Ребенка такой мешок способен занимать довольно долго. Только не забывайте время от времени обновлять содержимое мешка и не давайте его малышу слишком часто.

Попросите ребенка принести из комнаты “синий грузовик, поезд и экскаватор”. Поиски всех этих предметов займут некоторое время, и, быть может, малыш и вовсе увлечется содержимым коробки игрушек. Если он выполнит просьбу, давайте следующее задание (принести три круглых предмета, две пластмассовые игрушки, пять предметов на букву “К” и т.п.). Чем ребенок старше, тем задания должны быть труднее.

Разложите по комнате маленькие свертки-сюрпризы и предложите ребенку их найти. Так же можно использовать многоразовые наклейки или расставить на видных местах пластмассовых зверей.

Возьмите набор фломастеров и на листе бумаги начертите круги каждым из цветов. Обещайте малышу приз, если он во все “квартиры” поселит предметы того же цвета.

Предложите сделать выставку игрушек, рисунков, поделок, определенных предметов (например, железных, или красного цвета, или маленького размера). Пообещайте посетить ее, когда все будет готово.



Иногда взрослые пытаются отправить ребенка в детскую, а он все равно приходит, путается под ногами, виснет на папе и маме. Нужно понять, что тут потребность не в новых занятиях, а в родителях, их ласке, внимании. Обеспечьте крохе час полноценного и безраздельного общения. И тогда ему легче будет перенести недолгое одиночество. Детям нужно учиться играть самостоятельно, но это не повод полностью отказываться от удовольствия и пользы совместных игр.

  • 1
(офф) Юль, мои две кандидатуры на ЧГК обе не могут (( могу спросить некоторых френдов, но тут у меня нет уже никакой уверенности

у меня с большой вероятностью есть четвертый участник. но все же лучше спросить еще кого-то.

заявку я отправила и уже получила подтверждение.

все, нас 5 человек. можно больше не искать.

Моему Сашке 3 года и он отказывается играть один. совсем. Хотя раньше все было хорошо. Но сейчас ни в какую и никакие перечисленные хитрости не срабатывают, увы

мой сын стал играть сам где-то в 3,5 и мне всегда казалось, что это довольно рано :)
так что можно только порадоваться, что Саша умел себя занимать в более младшем возрасте и продолжать его учить играть и учить отпускать маму.

Именно, что когда он был меньше, легко отвлекался, увлекался и я ему рядом особо не была нужна. А теперь как хвостик, ничем не отлепишь :)

(Deleted comment)
Спасибо) очень подходит под состояние нашего с ребёнком общения и моего восприятия того, как оно должно быть))

Хорошая статья. У нас так сын играет сам - подметает, трет, стирает, баночки расставляет, но и в игрушки играет, в том числе и интерактивные. По времени не слишком долго, но видно, что с удовольствием )

очень своевременная статья, по крайней мере для меня :-) как раз начала над этим задумываться. ценный совет - чем больше играют С ребенком, тем раньше и больше он будет играть сам. вроде просто, а сама не думала об этом :-)

Юлия, большое спасибо. Во-первых, много полезного, во-вторых - хорошо изложено: очень структурно, понятно и привлекательно.

Мне кажется, это еще от характера ребенка зависит. Некоторые дети любят играть сами по себе (у нас есть такая знакомая), а моей вот постянно требуется общение и партнеры для ролевых игр. И если я не занята готовкой-уборкой, все время провожу с ней. Бабушка считает, что я избаловала ее постоянным вниманием, что ребенок в 3,5 должен уметь играть самостоятельно. Дочь конечно может немного поиграть одна, но ведь вместе интереснее. Поэтому, думаю, вряд ли в ближайше время она откажется от компании.

в 3,5 года ребенок только начинает учиться играть (не занимать себя, а осваивать настоящую ролевую игру) и уметь это сразу делать самостоятельно не должен.

но от характера зависит умение чем-то заниматься одному (и есть дети, которые это умеют в любом возрасте). хотя и таких детей нужно учить играть.

Хорошая фраза

> Не стоит торопиться с покупкой интерактивных
> игрушек. Они мешают развитию воображения,
> без которого индивидуальная игра невозможна.

я читал книгу по воздействию TV на детей, и там была такая мысль

Есть два типа игрушек - первые это машинки, куклы, кубики. Для игры с этими игрушками нужны творческие способности ребенка, он
должен придумать как с ними играть. Игрушка не навязывает никакого шаблона игры для ребенка. Многие современные электронные игрушки
принадлежат к другому классу игр. Это различные электронные музыкальные шкатулки, некоторые виды роботов, мультяшные герои (которым телевидение уже
определило четкую линию поведения). Те ребенку нужно только нажать на кнопку, а игрушка будет сама развлекать ребенка. В перспективе обилие таких заранее запрограммированных игрушек приводит к тому,что ребенку лень что-то придумывать и игры с машинкам и кубиками становятся для него скучными, так как требуют он него каких-то действий.


вот это очень важный момент, чтобы ребенок все время оставался активным участником игрового процесса. сейчас действительно очень много игрушек, развлекающих ребенка.
но некоторое сомнение вызывают слова про лень. если ребенок умеет выдумывать игры они для него всегда будут привлекательнее пассивного наблюдения. но многие дети не умеют, и учиться этому в окружении ярких игрушек с кнопочками и звуковыми эффектами не хотят.

Спасибо, очень интересно.
Задам тебе давно волнующий меня вопрос, он как раз по теме:) А что, если я сама не умею играть в ролевые игры? На меня просто ступор находит, когда пытаюсь что-то этакое изобразить. Вероятно, в детстве я так играла, но сейчас уже напрочь всё это забыла:( Хотя точно помню, что когда у меня появилась Барби, шить на неё наряды мне было интереснее, чем придумывать какие-то действия, сюжеты.
В общем, наверное, надо вносить в ребёнкову жизнь эти самые ролевые игры, но у меня не получается. Мне самой интереснее достать какой-нибудь конструктор... И ему, по-моему, тоже...

я всем рекомендую читать книжку Анни Шмидт Саша и Маша. там множество подробных историй про детские игры - можно прочитать и идти повторять :)
и мне кажется, родителю не обязательно быть актером (я тоже не очень все это умею), главное вовремя ребенку всякие игровые идеи подавать, реквизит подсовывать.

спасибо за статью. заберу к себе в жж, чтобы не забыть ничего и время от времени перечитывать)
набрела на нее по ссылке с orangefrog

  • 1