?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Почему я не люблю соревнования между дошкольниками
hand
julug
базовое образование у меня техническое + пару лет аспирантуры по специальности "Вычислительная математика". и вот поверх этого я сознательно и исключительно для удовольствия слушала годичный курс по Психологии и педагогике дополнительного образования. результат получился... странный. до сих пор некоторые свои логические цепочки другим сообщать стесняюсь, хотя сама в них верю :)  но в этот раз важные для меня выводы. буду благодарна френдам-психологам за критику и комментарии.


около 6 лет у ребенка возникает внутренняя жизнь, являющаяся уже не отражением внешнего мира, а чем-то своим собственным. и в ходе внутренних переживаний, осознаний формируется самооценка и всякие прочие "само-".  примерно в это же время идет осознание себя в социуме (все это составляющие кризиса 7 лет из-за которого мы сейчас мучаемся). после окончания кризиса ребенок спешит воспользоваться тем, что так долго развивал себе. и не удивительно, что одной из важных особенностей возраста 9-12 лет называют соревновательность. ребенок уже знает, каков он сам, осознает свое место в обществе и с помощью неявных или настоящих конкурсов, соревнований, демонстраций подтверждает и улучшает как свое место в обществе, так и собственные представления о себе. это все естественно и вовремя. 

что же у дошкольников? их самооценка неосознанна и завышена. окружающих людей как социум они не осознают, а вот себя центром всех людей чувствуют. благодаря этому эгоцентризму, малышей легко увлечь соревнованиями. но если победят не все, надлежащих выводов проигравшие не сделают, как и выигравшие. более того, проанализировать сами соревнования они не смогут и поверят словам взрослого. в итоге очень часто дети не улучшают своих навыков, а начинают добиваться другими способами расположения взрослого от которого зависит решение. то есть место несформировавшейся самооценки занимает внешняя оценка.

к счастью, дети разные и вообще детская психология сложнее устроена. но я видела, как неправильно дошкольники реагируют на соревнования (не говоря уже о том, сколько из-за них бывает детских слез). и видела немало младших школьников, подменивших внутреннюю систему оценок внешней. про заниженную самооценку и говорить нечего. поэтому я никогда на праздниках для дошкольников не устраиваю соревнований. а наоборот учу их, преодолевая эгоцентризм, помогать друг другу и находить у других сильные стороны.

upd по поводу соревнований у школьников - на праздниках ими тоже злоупотреблять не стала бы. не место на празднике слезам проигравших. но оправданными мне кажутся командные состязания, когда за счет внешней конкуренции участники одной команды учатся лучше взаимодействовать друг с другом.  

"я никогда на праздниках для дошкольников не устраиваю соревнований" - это ОЧЕНЬ хорошо!
Потому что я тут в очередной раз на детском празднике утешала гостей и пыталась не обидеть Варвару и металась, как оглашенная, между 8-ю 6-летками!

да, организатору праздника тоже меньше проблем.

мне кажется, очень логично и разумно.
Имхо, в идеале еще бы каждому учиться узнавать СВОИ сильные (и слабые) стороны - но это не к праздникам реплика, а просто к слову :)

Re: не как психолог

а так и получается, что каждый в своих сильных сторонах убеждается, особенно если и другие дети его выбирают что-то делать.

Вообще-то, наблюдая за соревнованиями на праздиках, отметила одну вещь... Которая мне с детства не нравится. А именно, в процессе дети увлекаются самим действием, а в конце оказывается ОДИН победитель и много проигравших.
Хотя любую игру-соревнование можно провести не как соревнование, а как проверку способностей...

да, очень верное наблюдение.

а проверки способностей мне тоже не нравятся. не нужно дошкольникам лишний раз себя с другими сравнивать.

как психолог психологу:) меня воспитывали в соревновательности. это бесило без меры. ненавидела, когда меня хвалят или ставят в пример. а теперь учусь сама и хочу так воспитать свою королевишну, чтобы на первом месте было сотрудничество. для меня это стало открытием после курса семейной психотерапии, наша ведущая убедила меня в том, что сотрудничество всегда выгоднее конкуренции:))))

я согласна, что сотрудничество важнее. но конкуренция она так или иначе возникает (хотя лишний раз ее вызывать, пожалуй не стоит)

Я не психолго, но скажу;))
Согласна со всем сказанным полностью.
И хорошо помню праздники из детства, которые были построены именно на соревновательности - всегда было или обидно самой или обидно за проигравшего (даже во вполне себе школьном возрасте).
Поэтому тоже всегда сознательно в праздники не включаю соревнования.

а что ты думаешь вообще по поводу соревнований, как таковых? где и когда они возможны?

мне кажется, не так важно, когда они возможны, поскольку они есть: на ступеньках карьерной лестницы, в настольных играх и других развлечениях, в общении. где-то их можно избежать, но в другом месте они все равно возникнут. поэтому и детям я тоже давала бы соревноваться (в меру). и обязательно учила бы сотрудничать.

в апдейте написала - все-таки командные игры идеальный вид соревнований для школьников и взрослых.

не психолог увы и ах =)

не любила соревнования никогда: в 6 лет, в 12 и в 16, наверное, со все возрастающей силой. из спортивных игр до сих пор предпочитаю командные.

дожив до 30 все еще сомневаюсь, что соревнование в каком-либо возрасте с его неизбежным выявлением лучших и худших, несет в себе какой-либо позитивный и мотивирующий на достижение высот заряд.

возможно, тут сыграла свою роль установка родителей - все, что не пятерка, уже недостаточно хорошо. и то, что мне "повезло" лет в 11 выиграть городской конкурс по теории музыки со всеми вытекающими ожиданиями и требованиями соответствовать от окружающих взрослых.

Re: не психолог увы и ах =)

вот-вот, та же история.
недолюбливаю соревнования и конкурсы как таковые.

Давно хотела узнать, как эта аббревиатура расшифровывается.

Я вот тоже согласна с Вами. Но вспоминая и анализируя свое детство, понимаю, что соревнования любила всей душой)) Видимо, это особенности... характера наверное, родители не сказать, что так воспитывали.

я тоже соревнования любила, и сейчас люблю.

оо!
на слёте туристят мы устраиваем параллельную полосу препятствий, чтоб двое детей примерно одинаковых по силе или по возрасту могли идти параллельно, каждый свою дистанцию.
так вот, дети 4-5 лет регулярно останавливаются и ждут свою "пару"!!
моя Галка так много раз делала!
и мы её хвалили, потому что возраст соревновательности - он позже!

и праздник Урожая у нас - он ради процесса, в нём нет выигравших или проигравших,
а есть много интересных точек, где можно принять участие

Люблю историю с Параолимпийских игр: был бег среди спортсменов с умственной отсталостью. Один из них сильно отстал и заплакал. И ВСЕ вернулись к нему, стали утешать и дальше бежали вместе.

С практической точки зрения мне совершенно нечего сказать, но все выкладки очень логично выглядят и убедительно, побуждают согласиться.

соревнования

Думаю, для дошкольников ценнее процесс, а не результат. В этом контексте от соревнования не стоит отказывать, оно как побудитель к действие должно работать. А уж кто выиграл не так и важно, все равно все радуются от сделанного.

Интересно как, спасибо!

да в общем-то и вполне себе школьники тоже часто очень не любят соревновательности... или соревновательность в некоторых исключительных ситуациях допускают, а вообще - нет.
Например мои дети допускают соревнования по шахматам :), а школьные оценки (сама система оценивания) их бесит. Безотносительно, что они получают сами.

Я тоже за сотрудничество - это гораздо более логичное и полезное времяпрепровождение.