?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Педагогические сказки
hand
julug
Моя статья для детского портала bibigosha.ru

ссылка

Педагогические сказки

И многовековой опыт народного творчества, и современные научные работы доказывают, что сказка может быть эффективным инструментом воспитания. Психологи активно используют приемы сказкотерапии, причем не только в работе с дошкольниками. Сказки помогут и обычным родителям решить каждодневные проблемы и скорректировать поведение ребенка.

Где найти подходящие сказки?

Лучше всего их придумать. Можно использовать персонажей, сюжетные повороты известных художественных произведений или взять за основу чужие истории. Но в остальном сказка должна быть ваша, домашняя. Хорошо, если в ней узнаются и ваш ребенок, и речевые обороты его родителей и всякие мелочи, к которым дети очень чувствительны. И не сомневайтесь в своем таланте сказочника. Просто опишите неприятную ситуацию (как ребенок не хотел мыть голову или разбрасывал вещи) только в качестве участников происшествия выберите других людей, животных или известных литературных героев. В большинстве историй необходима капелька фантазии, чтобы додумать финал. Но, скорее всего, вы и так уже рассказывали ребенку, что будет, если он не перестанет так себя вести.

Какие проблемы решают сказки?

Сказки могут показать ребенку, что он делает не так. Дети не умеют посмотреть на себя со стороны и сами не догадываются, что мешают другим, поступают неправильно или неосторожно. Так же сказки помогут предупредить о последствиях нежелательных действий.

И конечно сказки не только показывают ошибки, но и дают примеры для подражания, учат ребенка как себя вести в той или иной ситуации.

Иногда ребенок и рад бы поступать так, как надо, но в нужный момент об этом забывает. И раздраженное родительское “Сколько раз тебе говорить!” только мешает ему правильно себя вести. А сказка дарит удобный сигнал, кодовое слово, которым можно сообщить об оплошности, не задев детской гордости.

С помощью сказки родители могут рассказать о своих чувствах, в том числе и негативных. И ребенок тоже учится понимать и выражать эмоции и чувства, причем делать это наиболее конструктивным образом.

Сказка помогает успокоить, избавить от страха неизвестности. И есть особые сказки, которые не воспитывают, а просто создают у малыша состояние психологического комфорта, убеждают, что все его переживания нормальны, любовь родителей неизменна и все хорошо.

Как сочинять сказки?

Хотя мы говорим “сказки” лучше ограничиться описанием реальных событий. Активное использование волшебных вещей или колдовства может сбить ребенка, нарушить понимание причинно-следственных связей, затруднить отождествление сказочной ситуации и реальной жизни. Когда ребенок подрастет, а вы почувствуете себя более опытным сказочником, можно будет рассказывать и волшебные сказки.

Не стоит запугивать малыша страшными историями и огорчать печальным финалом. Лучше показать, что не бывает безвыходных положений и любая беда поправима.

Вдохновляйтесь народными сказками. В них вы найдете множество интересных и любимых детьми приемов. Например, малышам очень нравятся повторы (вспомните, например, “Теремок”, где приход каждого героя начинается с определенного ритуала приветствия). Такие повторы способствуют лучшему пониманию и запоминанию, поэтому особенно удачно повторять несколько раз основную воспитательную мысль сказки.

Еще один интересный прием – преувеличение. Так несколько пятен на лице, которые ребенок не хочет умывать, в сказочной интерпретации превратятся в черную-черную рожицу, а на уборку разбросанных игрушек сказочные родители и призванные на помощь родственники потратят несколько дней, не меньше. Такие изменения малышей веселят, но и проблема не остается незамеченной. И хорошо, когда сказки получаются веселыми – шутки, смешные словечки, нелепости отнюдь не мешают воспитанию.

Чем ребенок старше, тем более сложным, многоуровневым, может становиться сюжет. Если малышу требуются четкие ответы и правила, то старшему дошкольнику важнее вопросы и поводы для размышлений.

Есть три вида историй, одинаково любимых детьми всех возрастов. Во-первых, истории про маленьких маму или папу, которые помогают детям и взрослым лучше понять друг друга. Вместо того, чтобы ругать ребенка вы можете вспомнить аналогичный проступок из своего детства – после такого рассказа и ваш гнев уляжется, и ребенок поймет, в чем был не прав. Во-вторых, истории как малыш был маленький. Эти рассказы замечательный способ показать ребенку, как вы его любите. Кроме того, любые ваши воспоминания о прошлом – хорошее доказательство успехов и достижений малыша. Когда ребенок расстроен проигрышем или неудачей, напомните, что когда-то он вовсе не умел ходить или говорить. В-третьих, обязательно рассказывайте о том, что будет. О завтрашнем дне, которого ребенок боится из-за намеченного похода к стоматологу, о выходных и предстоящей поездке в гости. Эти рассказы успокоят малыша, уменьшат его страх неизвестности и напомнят о приятных моментах.

Почему сказки помогают?

  1. Маленькие дети всегда эгоцентричны. С возрастом это постепенно проходит, но большинство дошкольников не способны посмотреть на ситуацию глазами других людей. Сказка помогает это сделать.

  1. Усиливая и утрируя ситуацию, сказка работает как увеличительное стекло. В итоге малышу проще понять, заметить ошибки.

  1. Сказку проще слушаться, чем маму и сказка не посягает на самостоятельность ребенка.

  1. Сказочная форма в силу эмоционального восприятия и повышенного внимания ребенка к сюжету способствует лучшему запоминанию, тогда как обычные наставления детьми часто игнорируются.

  1. Все дети любят сказки и поэтому вам всегда обеспечены заинтересованные слушатели.

В заключение хотелось бы привести несколько примеров таких домашних сказок.


Как зайчонок научился лужи перепрыгивать

Зайчонок родился летом. Летом луж почти не было. После дождя, стоило выглянуть солнышку, как лужи сразу же высыхали. Но лето прошло, и наступила осень. Подул сильный холодный ветер и затянул небо большими темными тучами. Пошел дождь. Он лил и лил. Все дорожки, деревья, трава стали мокрыми, а солнышко все не выглядывало.

Зайчонок устал сидеть дома и пошел гулять под дождем. Он шлепал по лужам и несколько раз поскользнулся и упал в осеннюю грязь. Когда зайчонок вернулся домой, мама сначала не узнала его. Потом узнала и долго отмывала от грязи. А когда отмыла, начала ругать за то, что он ходит по лужам.

- Как же я могу не ходить по лужам, когда они все время попадаются мне под лапы? – растерялся зайчонок.

- Ты же заяц, перепрыгивай их, – ответила мама.

Зайчонок задумался. Прыгать он любил. Но до сих пор он прыгал просто так, куда хотел. А тут нужно перепрыгнуть лужу и лапок не замочить. “Попробую,” – решил зайчонок, и побежал на улицу. Перед домом его ждала глубокая лужа. Зайчонок, не раздумывая, прыгнул и оказался прямо в луже. Он немного расстроился, но теперь подошел к делу серьезнее – разбежался, как следует, оттолкнулся и перепрыгнул лужу.

Обрадованный зайчик пошел по дороге. Узкие лужи он перепрыгивал. Увидев лужу пошире – разбегался и тоже перепрыгивал. А если лужа казалась очень широкой – обходил ее. А еще зайчонок сделал себе зонтик из листа лопуха, и теперь шерстка его не мокла под дождем.

Всю осень зайчик приходил домой чистый и сухой, и мама-зайчиха радовалась и хвалила его.


Как зайчик спас петушка

У маленького зайчика был друг, петушок. И был этот петушок не живой, не игрушечный, а нарисованный. Нарисован он был на тарелке, на самом ее дне. Мама зайчиха наливала маленькому зайчику кашу, и она закрывала петушка. Но зайчик хватал ложку и начинал быстро есть. Ам - и появлялся хвостик петушка. Ам – и виднелось крылышки. Ам – вот и гребешок выглянул. А потом и весь петушок появлялся.

- Ура, - кричал зайчик – вот он мой петушок.

- Кукареку, - кричал петушок, - вот он мой зайчик!

А однажды, сварила зайчиха овсяную кашу, положила в тарелку и позвала зайчика завтракать. А зайчик что-то раскапризничался, закричал:

- Не хочу кашу, не буду!

Ногами затопал, ложку под стол бросил. Так зайчик капризничал и головой мотал. Каши стояла полная тарелка, никто ее не ел. И вдруг услышал зайчик тихий голосок:

- Ко-ко-ко. Помогите! Спасите!

Кто же это кричал? Петушок. Он весь утонул в каше, никак ему не выбраться самому. И тогда зайчик взял ложку. Не простую ложку, а самую большую! И начал быстро-быстро есть кашу. Съел зайчик кашу, очистил тарелку и увидел петушка.

- Ура! Я спасен, - закричал петушок.

После этого случая зайчик никогда за столом не капризничал. И хорошо ел и кашу, и суп и овощное рагу.


Сказка о поросенке, который не любил ложиться спать

Жил был поросенок. Днем и утром он был славным и веселым. А по ночам поросенок спал, так что неизвестно, каким он был по ночам. Но вечером, прежде чем уснуть, поросенок превращался в какого-то ужасного зверя. Он кричал “Никогда-никогда” и визжал “Ни за что” и стучал по полу копытцами и кидал на пол подушку и другие вещи.

И несколько часов усталая мама свинка звала, просила, ругала, ловила, уговаривала, заманивала и делала все, чтобы зверь опять стал поросенком. А когда поросенок засыпал, мама свинка убирала разбросанные вещи. И уставала еще больше.

Поросенок просыпался хороший и улыбчивый. Но у мамы не было сил играть, гулять и рассказывать ему сказки. А однажды мама свинка так устала, что не смогла приготовить завтрак. Поросенок погрыз корочку хлеба и задумался. В этот день вечером он только один раз крикнул “никогда-никогда”, всего два раза топнул копытцами и разбросал всего три игрушки.

И на следующее утро мама свинка повела поросенка в парк. Поросенку так понравилось в парке, что вечером он уже не кричал и не визжал. Только совсем немного потопал и бросил лишь воздушный шарик, но тот все равно потом взлетел к потолку.

И чудеса – на следующее утро мама испекла вкусный пирог, и сама предложила поиграть с поросенком. Может быть, эти игры были волшебными, или пирог лечебным. Но с тех пор по вечерам поросенок перестал превращаться в ужасного зверя. Он только чуть-чуть, шепотом рычал в подушку и сразу засыпал.


p.s. вот еще одна сказка про поведение за столом


  • 1
Сказка о поросёнке - прелесть! Прям про нашу поросячью семейку:)

значит наши семейки похожи :)

А почему у вас поросячья? Мы просто все в поросячьи годы родились: я и Антон - в 1983, Славка - в 2007.

мы просто так

Ясно. Поросячесть - форева;)

  • 1