Previous Entry Share Next Entry
Ребенок и работа
hand
julug
мне кажется, про детский труд как-то мало известно и неоднозначно все, а про творческий и интеллектуальный труд вообще почитать негде. поэтому расскажу, как у нас.

когда начинался Праздник в корбке, я предложила Мите поработать на фасовке за 1% с прибыли - но идея сразу провалилась - меня не устроило качество исполнения. спустя год Митя стал активно помогать, но уже бесплатно. зато отстаивая свое право выбора на работу поинтереснее и отказ от каких-то заданий.

как только у меня появился магазин электронных продуктов, я предложила Мите сделать квест на продажу. до этого он множество раз устраивал квесты нам и другим детям. но вот этот переход от частного к общему, от мероприятия к продукту оказался труден.

вся работа состоит из нескольких этапов.
1. генерация идей. у нас образ жизни такой, что мы все время какие-то идеи генерим, просто от любви к процессу, и Митя со своими предложениями начал влезать в наши разговоры очень давно. поэтому даже не рискну назвать нижний возраст, когда этим можно заниматься. но у меня есть список идей, а Митя ленится писать, от этого ему труднее.

2. выбор идеи. понять, что перспективно, что нет. выкинуть неоригинальное. вообще выкинуть 99% того, что придумал, не держаться за свои идеи - это сложно. Митя в 11 лет этого сделать еще не может, так что он приходит и рассказывает одно, другое. я иногда сама вдохновляюсь (и тут приходится сдерживаться и не лезть со своими дополнениями), но чаще отсылаю его думать дальше. Митя на это обижается, забрасывает работу и должно пройти еще сколько-то дней, а то и недель, чтобы он пришел с новой идеей.

3. наполнение. когда общая идея выбрана, нужно генерировать задания внутри нее. при этом вполне возможно, что идея выбрана неудачная и набрать задания не получится. а значит, нужно все выкинуть и вернуться к первому этапу. это тоже для Мити трудно - он долго тянет и не признает, что надо начинать все сначала, а если озвучишь печальную правду - расстраивается и все бросает. и вот если с первым квестом повезло и такого не было, во втором начинать заново приходилось раз пять. но если не ошиблись - задания генерить опять весело и интересно. и этот этап тоже доставляет удовольствие. хотя у нас и тут есть камень преткновения - требование все прилично оформлять, чтобы я могла прочесть.

4. отбор заданий. надо исключить неудачные, неоднозначные. этим занимаюсь я, стараясь консультироваться с Митей. просто потому, что я вижу эти недостатки, а он еще нет. но он как раз учится, я стараюсь подробнее объяснять, что не так. если заданий был придумано с запасом - все проходит хорошо.  если отбраковалось слишком много - ему приходится возвращаться на предыдущий этап. редко он может это сделать сразу - вроде уже почти-почти все готово, но этот последний шаг - сесть и доделать  - оказывется труден. у меня тоже такое бывает, так что тут напоминаю, но стараюсь сильно не торопить.

5. оформление продукта. это я взяла на себя. Мите было бы здорово учиться самому набирать тексты. но заставлять его тратить неделю на то, что я могу сделать за час, кажется жестоким.  написать доступную пользователям инструкцию он пока не может. а вот рисовать картинки очень даже может, тут я жалею, что поторопилась и не настояла, чтобы он сам рисовал для первого своего квеста.

еще интересный момент внешних стимулов. я знаю, как вдохновить Митю, заразить его идеей. как подтолкнуть, когда зашел в тупик. как добавить внешней мотивации. но все время есть сомнения - надо ли это делать. вместе с тем мы с мужем все время капаем ему на мозг: "когда ты доделаешь свой квест", но не в воспитательных целях, а просто не можем сдержаться.

собственных сильных стимулов у него нет. эта работа ему нужна скорее для самооценки - за последние сутки Митя раз десять меня спросил, сколько человек купили его квест. а особой потребности в деньгах нет (но, может, и хорошо?). первые заработки Митя спустил на лего. сейчас они с папой копят на 3Д-принтер.

когда родилась идея принтера, я согласилась все доходы с обоих квестов на нее отдавать. до этого я забирала половину дохода от первого квеста в семейный бюджет. Митя зарабатывал в среднем 400 рублей в месяц.

еще про низкую стоимость квестов. тут сложно. Митя может придумать такое, чего не придумаю я. причем чем дальше, тем больше. но вместе с тем если бы я взяла на себя разработку его идей, квест был бы готов за пару дней. а так у Мити уходит несколько месяцев. я считаю, что лучше пусть уходит и он постепенно учится. но при этом нельзя оценивать продукт по затраченному на него времени. поэтому цены на то, что делает Митя, пока будут низкие. возможно, в какой-то момент это изменится - но для этого должен измениться он сам и его подход к работе.

а, вот еще такой момент - если уж мне говорят, что мне просто повезло с работой, то Мите и подавно скажут. и, наверное, нужно выработать какое-то у него к этому отношение, чтобы он сам знал, где удачные обстоятельства, а где его личные достижения. но эта проблема, надеюсь, встанет не скоро.

а пока Митина работа, даже во время споров и расстройств, для нас всех предмет радости и гордости.

  • 1
Кстати, интересно, а сколько человек купили Митин квест?))

новый квест человек 20, точный подсчет я раз в месяц провожу

Молодцы вы! Шикарная среда для ребёнка)))

у меня есть ощущение, что мы ступили на какой-то неизведанный путь. но пока интересно.

Не устаю восхищаться Митей и вами как родителями! Квест на днях планирую купить (надо просто дойти и денег на карту кинуть:). Вообще, это же так здорово - когда ребёнок ненавязчиво включается в деятельность родителей. И дело серьёзное, результативное (пусть к результату он пока медленно идёт), и нет какого-то напряжения, искусственности, что ли.

я не знаю, к чему все это в итоге придет. нет уверенности, что мы не навязываем свой образ жизни и что через пять лет Митя не возненавидит все эти праздники и квесты. но пока вроде ничего. и тут же попутно такая куча задач решается, начиная с аккуратного письма - так что кажется, что все на пользу.

Мне кажется, вы совсем не навязываете, вы именно создаете среду, которая стимулирует Митю. А если вдруг ему надоест делать квесты и праздники и он направит свою творческую энергию в какое-то другое русло, разве вы его не поддержите?

А что, вы считаете монетаризацию процесса участия ребёнка в работе обязательной? Т.е. только за деньги и никак иначе?

У меня средний помогает мне по работе в клинике. Работает и в стационаре и в операционной. Работа не то чтобы пыльная... Грязная. Кровь, дерьмо. В чём-то опасная - всё таки животные. Некоторые с него размером и в два раза тяжелее. Но тем не менее, у него не возникает мысли о том, что за это должны платить. Ему 15 лет и он понимает, что сейчас он учится. И для него, в общем-то повод для гордости, что иногда он заходит на операцию, как полноправный член хирургической бригады.
Просто мне кажется, что излишняя привязанность к деньгам, в будущем сыграет плохую роль. Нельзя всё на деньги мерять.

когда сын помогал мне в проекте выполняя разную рутинную работу мы тоже пришли к мысли, что лучше не платить. это было наше семейное дело и были периоды, когда часов по десять не разгибая спину работали и ребенок вместе с нами.

но сейчас другое - сын сделал интеллектуальный продукт, который выставлен у меня в магазине. с некоторой моей помощью, но творческая часть его. продукт покупают. и как быть - забирать все деньги себе? под каким предлогом?


А зачем именно "забирать"? Почему не предложить такой вариант... Вот сейчас ты попробуешь создать пару продуктов и если это получится и твои продукты будут востребованы и будут приносить реальную прибыль - мы обдумаем возможность выплаты гонорара. И кстати, гонорар необязательно должен быть денежный. Это и экскурсия интересная и книга.
Мой несколько недель пидорасил боксы со зверями чтобы заслужить награду - зайти с нами на сложное кесарево в качестве неонатолога. И этого ему более чем хватило. ЧСВ это поднимает гораздо выше чем 100 рублей. Тем более, в ваши 11 лет, мотивация может заключаться именно в допуске к участию во взрослой работе. Разве нет?

экскурсии, а уж тем более интересные книги сын получает без ограничений и так.

и он же создал пару продуктов, получилось и покупают. первый его квест уже полгода третий по популярности продукт в моем магазине - то есть то, о чем Вы пишете уже произошло.
и как раз сами деньги сына не очень интересуют - сейчас все доходы идут в фонд покупки 3Д принтера.

а допуска к взрослой работе в данном случае нет - сын делает и приносит результат. никакого антуража я ему не могу обеспечить.

Плохую роль может сыграть и то, и другое. То, что Вы описали про клинику, -- это уже введение ребёнка (да и не такого, уже, кстати, и ребёнка) в профессию. Этап мотивации и вообще выработки отношения к труду здесь во многом пройден. А вот как раз в 8-11 лет иногда и надо показывать ребёнку, как вообще достаются деньги, как вообще вся эта социальная система работает. Очень жаль, что у нас в стране нельзя (или очень проблематично) взять на 2 часа в день, скажем, девятилетнего ребёнка на работу в магазин на выкладку консервов. Работа простая, безопасная, но в то же время объёмная: вот есть 24 ящика сайры, горбуши и т.п. -- и надо расставить это на такие-то и такие-то стеллажи ровненько. Ну чем не тот же тетрис. Но за этакий тетрис за 2 часа работы 150 рублей. Мало? Но зато свои.
Дети, которые растут вообще вне денежных отношений, в лучшем случае постигают их с опозданием через пробы и ошибки тогда, когда начинают распоряжаться своей стипендией (по этому поводу есть много анекдотов), в худшем -- так и вырастают с мыслью о том, что деньги растут на ветках чего-то там в цветочных горшках.

Дети, которые растут вообще вне денежных отношений, в лучшем случае постигают их с опозданием через пробы и ошибки тогда, когда начинают распоряжаться своей стипендией (по этому поводу есть много анекдотов), в худшем -- так и вырастают с мыслью о том, что деньги растут на ветках чего-то там в цветочных горшках.

Как раз тот самый случай. Он аспергер и для него деньги сами по себе по-большей части абстракция. Он конечно понимает, что деньги зарабатывают и даётся это тяжело, но ценности денег не понимает.

Да, про "показывать" как достаётся благополучие - полностью согласен. Но тут есть одно НО. Далеко не всегда можно привести ребёнка к себе на работу. И совсем нельзя официально устроить его даже на такую работу, как вы описали, до 14 лет. А в 14 это уже наверное поздно.

Кроме того, я имел в виду несколько другое. Я хотел сказать, что есть случаи, коглда надо показывать ребёнку возможность и необходимость работы не только во благо себе и за деньги, но и на благо общества, в том числе и бесплатно.

Повезло Мите, конечно. Удачное обстоятельство №1 - правильно выбранные родители.
Другое дело, что любое везение всё равно надо подкреплять собственными усилиями.

Перевела цену митиного квеста в фунты. Получилось 40 пенсов. Трудно поверить, что что-то может так дешево стоить.

и на руки получаем еще меньше, поскольку забирает свой процент платежная система и налоги я плачу. но пока кажется, что так правильно.

Edited at 2015-09-24 05:01 pm (UTC)

  • 1
?

Log in